ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур

ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур
(род. 22 февр. 1788, Данциг - ум. 21 сент. 1860, Франкфурт-на-Майне) - нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине (с 1820) был приват-доцентом во Франкфурте-на-Майне (с 1832). Его философия основывается на двух положениях: 1) мир - воля в себе; 2) мир - представление для меня (главное произв. - "Мир как воля и представление", 1819). Все, что существует для познания, т. е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом - представление. Следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. Но этого познания, по Шопенгауэру, недостаточно.

Мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? В этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. Тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом "воля". Следовательно, тело - объективация воли; воля - в-себе-бытие тела. Это познание - венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. Воля есть вещь в себе.  Дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к Северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, Землю - к Солнцу. И только пространство и время  есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последонательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (Principium individuations) и благодаря этому становится волей к жизни. Ступенями объективации воли - от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека - являются платоновские идеи. Объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. Вследствие этого только гений искусства - благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии - способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. Музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. Особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на Вагнера и Ницше. Воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление - ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т. е. счастью. Со всей силой своего красноречия Шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). Это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. Сострадание является фундаментом морали. Чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает Шопенгауэр, равным образом и к животным. Кроме указанной работы, Шопенгауэром написаны: "Uber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde", 1813 (рус. пер. "О четверичном корне закона достаточного основания", 1892); "Uber den Willen in der Natur", 1836 (рус. пер. "О воле в природе", 1892); "Die beiden Grundprobleme der Ethik", 1841 (рус. пер. "Две осн. проблемы этики", 1896); "Parerga und Paralipomena", 2 Bde., 1851 (рус. пер. "Афоризмы и максимы", 1891 - 1892).


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур" в других словарях:

  • ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур — (22 февраля 1788 Данциг, ныне Гданьск 21 сентября 1860, Франкфурт на Майне), немецкий философ иррационалист (см. Иррационализм). В его основном произведении Мир как воля и представление (1819 44) сущность мира и человека предстает как… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур — (1788 1860) немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении Мир как воля и представление сущность мира ( вещь в себе И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. Освобождение от мира …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур — (1788 1860) нем, философ идеалист, один из основоположников ирра ционалистической линии в западноев роп. философии, ведущей к эстетизации философии и превращению ее в род интеллектуальной романистики. Трансформируя кантовскую философию в своем… …   Эстетика: Словарь

  • ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур — (1788 1860) нем. философ иррационалист, основоположник философии жизни. Ш, выступил против материализма и рационалистической идеалистической философии (особенно против историзма и диалектики). На гл. принципе его метафизического идеализма… …   Словарь по этике

  • ШОПЕНГАУЭР — (Schopenhauer) Артур (1788 1860) нем. философ, яркий представитель постклассической философии 19 в. Основные соч.: «О четверояком корне закона достаточного основания», «О свободе человеческой воли», «Афоризмы житейской мудрости», «Об обосновании… …   Философская энциклопедия

  • Шопенгауэр Артур — Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (22.2.1788, Данциг, ныне Гданьск, ‒ 21.9. 1860, Франкфурт на Майне), немецкий философ идеалист. С 1820 приват доцент Берлинского университета, с 1831 жил во Франкфурте на Майне. Основные сочинения ‒ «Мир как воля и …   Большая советская энциклопедия

  • Шопенгауэр, Артур — Артур Шопенгауэр. ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788 1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении “Мир как воля и представление” (тома 1 2, 1819 44) сущность мира (“вещь в себе” И. Канта) предстает у Шопенгауэра как …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шопенгауэр — (Schopenhauer) Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (1788 1860) Немецкий философ. Сын банкира и писательницы беллетристки Иоанны Шопенгауэр, урожденной Трозинер. 1820 1831 приват доцент Берлинского университета. После 1831 жил во Франкфурте на Майне.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ШОПЕНГАУЭР — (Schopenhauer) Артур (1788 1860) немецкий философ, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, пессимизмом и иррационализмом. Учился в Геттингене и Берлине, защитил диссертацию о законе достаточного основания в Йенском университете. В 30… …   История Философии: Энциклопедия

  • ШОПЕНГАУЭР — (Schopenhauer) Артур (1788 1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении Мир как воля и представление (тома 1 2, 1819 44) сущность мира ( вещь в себе И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»